Включение в реестр требования кредиторов

БАНКРОТСТВО

Включение в реестр требования кредиторов

Включение в реестр требования кредиторов

Новый порядок рассмотрения требований кредиторов:

передача полномочий по включению в реестр требования кредиторов арбитражному управляющему.

Верховным судом РФ в Государственную Думу внесен законопроект № 598603-7, предусматривающий передачу полномочий по рассмотрению требований кредиторов и включению в реестр требования кредиторов от арбитражных судов к арбитражным управляющим.

Проект уже был одобрен Государственной Думой в первом чтении. В настоящее время включение в реестр требований кредиторов в реестр требований и исключение из него происходит исключительно на основании вступивших в силу судебных актов. Целью законопроекта является предполагаемое совершенствование процедуры рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами и снижение нагрузки на суды за счет возложения на арбитражных управляющих полномочий по рассмотрению бесспорных требований, по которым у участников дела о банкротстве нет возражений. Предполагается, что это позволит сэкономить объем средств федерального бюджета и трудозатраты работников суда.  Вместе с тем, в законопроекте, как представляется, не учтены в полной мере все реалии сегодняшнего дня и особенности правоприменительной практики законодательства о банкротстве, а также уже накопленный негативный опыт злоупотреблений со стороны лиц, участвующих в делах о банкротстве. Прежде всего, законопроектом не приняты в расчет трудности, с которыми может столкнуться арбитражный управляющий при рассмотрении отдельных требований, поскольку в отличие от судей, наличие обязательного высшего юридического образования для арбитражного управляющего не требуется, а, следовательно, он не сможет с должной компетенцией принимать решения относительно спорных и сложных юридических вопросов, таких как, наличие признаков ничтожных сделок, аффилированности кредитора и должника, установления залогового, субординированного характера требований кредиторов, соблюдение сроков исковой давности и т.д.

В замечаниях к проекту, вынесенному на рассмотрение в первом чтении, предлагалось установить градацию требований кредиторов, которые могут быть переданы на рассмотрение арбитражным управляющим, например, только требований, подтвержденных вступившим в силу судебным актом. Однако, соответствующих изменений в проект до сих пор не внесено. Кроме того, согласно положениям законопроекта, у арбитражного управляющего отсутствует возможность самостоятельной передачи требования кредитора на рассмотрение арбитражному суду, независимо от того, сомневается ли он в обоснованности требования или нет, что приводит к возложению всей ответственности на арбитражного управляющего, а, следовательно, к значительному увеличению рисков обжалования действий управляющего. При этом, никаких гарантий по защите интересов арбитражного управляющего законопроектом не предусмотрено. Еще одним отрицательным моментом для работы арбитражных управляющих станет резкое увеличение временной, организационной нагрузки, поскольку, вместе с проверкой обоснованности требований кредиторов, он будет обязан обеспечивать доступ к полученным требованиям и приложениям к ним лицам, имеющим право возражать относительно их, и предоставлять копии таких документов, информировать о поступлении возражений на требования кредиторов, осуществлять рассылку копий предъявленных возражений по электронной почте, подготавливать в арбитражный суд отчет о требованиях, включенных в реестр.

 Более того, законопроектом предлагается ввести 9 новых публикаций на ЕФРСБ! Очевидно, что указанные мероприятия повлекут за собой огромные временные и материальные затраты непосредственно для арбитражных управляющих, однако, источники финансирования таких расходов законопроектом не определены.

Вызывает сомнение также и реализация на практике обязанности арбитражного управляющего рассматривать требования кредиторов в тридцатидневный срок со дня истечения срока на предъявление возражений (15 дней с момента публикации на ЕФРСБ сообщения о поступлении требования кредитора, — в наблюдении, 1 месяц с момента публикации, — в остальных процедурах). Учитывая объем работы и время на доставку почтовых отправлений, может сложиться ситуация, когда арбитражным управляющим придется рассматривать возражения и принимать решение о включении в реестр либо в отказе во включении в очень короткие сроки, что вероятно неизбежно приведет к включении необоснованных и незаконных требований.  

С другой стороны, существует также и риск некорректного формирования реестра требования кредиторов и недобросовестного поведения арбитражного управляющего, действующего в интересах определенной группы кредиторов, должника, лиц связанных с ним, в связи с чем неизбежно возникновение конфликта интересов и нарушение прав иных кредиторов должника.

При этом нормы Закона о банкротстве, как в нынешней редакции, так и в предлагаемых изменениях, при буквальном толковании возлагает весь объем работы только на арбитражного управляющего лично, в единственном числе. В то время как в настоящее время указанные функции осуществляются профессиональными юристами со стороны «банкротных» составов арбитражного суда, рассматривающего дело о несостоятельности (банкротстве).

Если у Вас остались вопросы ро данной теме Вы можете прийти на консультацию!

Предлагаем новую услугу Заявление на банкротство Заявление о банкротстве.

УСЛУГА ДОСТУПНА ОНЛАЙН!!!

Позвоните! 7 (921) 391 53 83 

Получите консультацию

Арбитражного управляющего бесплатно!

Сайт Арбитражного управляющего 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *